Воспитание как психолого-педагогическая деятельность

Воспитание как психолого-педагогическая деятельность

Воспитанием психологи и педагоги называют специально организуемую и сознательно проводимую деятельность, в которой на равных принимают участие оба субъекта данного процесса – воспитатель и воспитуемый.

Воспитание как психолого-педагогическая деятельность

Под воспитанием следует понимать деятельность по целенаправленному формированию качеств личности. Таким образом, основной смысл этой деятельности – оказание педагогического воздействия на развивающегося индивида с целью формирования у него качеств, определяемых социумом, и соответствующих им способов поведения. Данная деятельность окажется действительно воспитывающей, если она будет вызывать положительную реакцию у воспитанника, тем самым возбуждая собственную активность индивида в совершенствовании себя.

Сущность процесса воспитания ребенка

Если говорить о сущности воспитательной деятельности, то она заключается в том, что нечто объективное, внешнее трансформируется во внутреннее и субъективное. Это нечто сначала переводится в область сознания индивида, чтобы впоследствии найти свое выражение в результатах его деятельности и дальнейшего поведения.

Воспитание как психолого-педагогическая деятельность

Между воспитателями и воспитанниками должны складываться не субъект-объектные, а субъект-субъектные отношения, поскольку, как уже упоминалось выше, воспитательная деятельность – процесс всегда двусторонний, в котором между этими сторонами осуществляется активное взаимодействие.

Сухомлинский и Маркс о воспитании

По мнению одного из известнейших русских педагогов В.А.Сухомлинского, воспитание является многогранным процессом непрерывного внутреннего обновления и духовного обогащения тех, кто воспитывается, и тех, кто организует эту деятельность. Необходимо понимать, что это процесс очень длительный, долговременный и непрерывный; он начинается задолго до прихода ребенка в школу и продолжается фактически всю последующую жизнь.

Воспитание как психолого-педагогическая деятельность

Немецкий философ и социолог К.Маркс считал, что развитие и формирование человека как социально адаптированного существа происходит путем присвоения ему «человеческой действительности». Данным термином Маркс определял общечеловеческую культуру в самом широком смысле этого понятия. Ее духовные ценности, накопленные всем человечеством за длительную историю своего существования, и усваивает личность в процессе воспитания.

Культура и культурные ценности как объект восприятия личностью в процессе воспитания

В общем смысле слова культуру как таковую можно определить в качестве совокупности накопленных человечеством различных ценностей (материальных и духовных) во всех областях жизни. Под воспитанием следует понимать усвоение духовных ценностей из этого «накопительного фонда» культуры.

Воспитание как психолого-педагогическая деятельность

В зависимости от содержания тех или иных ценностей в культуре выделяют следующие виды: нравственная культура, религиозная культура, правовая культура и т.д. Следовательно, им соответствуют и направления воспитания: нравственное, религиозное, правовое и др.

Воспитание как процесс

Любой вид воспитания основан на том, что воспитатель формирует у воспитанников сознание и соответствующее этому сознанию поведение, поскольку очень важно, чтобы сознание проявлялось в поведении личности.

Воспитание как психолого-педагогическая деятельность

О сформированности сознания будут свидетельствовать следующие признаки:

  1. умения – способность применить воспринятые знания на практике;
  2. навык – многократно повторенное на практике умение;
  3. привычки – автоматизированный способ поведения, сформировавшийся в результате устойчивых убеждений в правильности совершаемых действий и в результате их очень частого повторения.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сформулировать определение и сущность процесса воспитания как специально организованный, целенаправленный и сознательно претворяемый в жизнь процесс, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и воспитуемых в деятельности по освоению общечеловеческой культуры. В результате этой деятельности формируются качества личности, проявляющиеся затем в ее сознании и соответствующем поведении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *